Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Воскресенский собор Арзамаса

26 сентября 2011 года

Воскресенский кафедральный собор – главное украшение Арзамаса, древнего города с богатой историей. В ясные дни собор виден с окружающей низменности за несколько десятков километров. А со смотровой площадки у южного портика здания открывается обширная панорама города и окрестностей. Этот величественный храм был построен в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.

«По общему облику и прекрасным пропорциям Арзамасский Воскресенский собор не имеет себе равного среди классических церквей Москвы и может идти в сравнение лишь с Петербургскими соборами Стасова», — писал в  1926 году известный архитектор-реставратор Н.Н.Померанцев.

Собор стоит на высоком холме, завершая ансамбль центральной площади города. В результате переименований она называлась: Красной, Базарной, имени Ленина. Сейчас ей вернули историческое название «Соборная». Площадь расположена примерно на том месте, где находился  деревянно-земляной острог или Кремль, построенный по указу царя Иоанна Грозного, основателя города Арзамаса. Эти события восходят к третьему пешему походу на Казань, который в августе 1552 года пролег через территорию нынешнего Арзамасского края.

По соседству с Воскресенским собором, к юго-востоку, расположен женский Никольский монастырь, построенный в 1570 году по указу царя Иоанна Васильевича. Между Воскресенским собором и Никольским монастырем можно увидеть крутой Никольский съезд к реке Теше (он запечатлен на известной картине «Тройка», художника В. Перова, выходца живописной школы А. В. Ступина). Здесь располагались главные въездные ворота в город со стороны Московского тракта – Настасьинские. По преданию, царь Иоанн Грозный назвал эти ворота в честь своей любимой жены Анастасии, которая осталась в Москве и ожидала их первенца Димитрия, родившегося вскоре после взятия Казани. Сейчас рядом с Никольским съездом - современные постройки, которые находятся на месте бывшего Соборного садика, где до революции по выходным и праздничным дням играл духовой оркестр. Севернее Воскресенского собора расположился теплый собор Живоносного Источника.

На восток, в противоположном углу Соборной площади размещался мужской Введенский монастырь, настоятель которого, уроженец Арзамаса, иеросхимонах Иоанн в 1706 году основал знаменитую Саровскую пустынь. Арзамассцы были ее первоначальниками, устроителями и благотворителями. К сожалению, в настоящее время от Введенского монастыря ничего не осталось. Одна из  достопримечательностей Соборной площади - здание магистрата, построенное в середине 18 века, единственное в России здание типовой гражданской архитектуры. По указу святейшего патриарха Алексия II в нем откроется музей русского патриаршества. Арзамасская земля – родина трех патриархов: Никона, Сергия (Страгородского) и нынешнего патриарха Кирилла (Гундяева), дед и отец которого жили в городке Лукоянове неподалеку от Арзамаса. Сейчас в этом здании формируется выставка, посвященная патриарху Сергию (Страгородскому), жизнь которого неразрывно связана с Воскресенским собором.

Здесь его крестили, и тут прошло его детство. В этом соборе в течение 32 лет служил старшим священником и благочинным Арзамасского округа его дед, Иван Дмитриевич Страгородский. Он был духовно близок внуку Ване (в миру патриарха Сергия звали Иваном Николаевичем), который рано лишился матери, на первом году жизни. Дед служил панихиды, а мальчик прислуживал ему в алтаре. Когда патриарха Сергия избрали на патриарший престол в 1943 году, одной из первых была его просьба об открытии для богослужений Арзамасского кафедрального Воскресенского собора. Просьба была удовлетворена, в том же году храм был открыт. Надо сказать, что это - один из немногих уцелевших в Поволжье кафедральных соборов.

Сейчас трудно представить бывший на месте Соборной площади деревянный острог времен Иоанна Грозного, но еще труднее представить Арзамас начала 20 века. Тогда в этом небольшом городке возвышались более 30 приходских храмов и 4 монастырских ансамбля. Весь город как будто представлял собой единый монастырский ансамбль. Когда началась вакханалия по уничтожению храмов, сюда приезжали авторитетные ученые из Эрмитажа, которые написали письмо в советское правительство с просьбой сохранить «неповторимый силуэт города Арзамаса, равного которому нет в Европе». К сожалению, к мнению специалистов не прислушались, и от 40 храмов осталось не разрушенными всего два. Это - древнейший в округе Преображенский собор Спасского монастыря, первое каменное строение в городе Арзамасе. В 1921 году в нем устроили архивохранилище, которое до сих пор располагается в этом здании. Второй уцелевший храм Арзамаса - Воскресенский собор. Его собирались взорвать, но из-за сильного возмущения жителей просто закрыли. Были разработаны планы перестройки Воскресенского собора в Дом Советов, как это делали в других городах, но они не были воплощены в жизнь.

Сначала собор использовался как общежитие для нескольких сотен политзаключенных, строивших в Арзамасе важный военный объект. А потом в нем устроили Музей религии по образцу Казанского собора в Санкт-Петербурге, где в советское время находился Музей атеизма и религии (в котором в 1991 году были обретены мощи преподобного Серафима Саровского). Воскресенский собор повторил судьбу Казанского собора, на который он похож и внешне. Эта схожесть объясняется тем, что архитектор Воскресенского собора Коринфский в пору ученичества помогал своему наставнику, архитектору Воронихину строить Казанский собор.

Воскресенский собор был заложен в 1814 году. Его проект в стиле русского классицизма выполнил талантливый арзамасец Михаил Петрович Коринфский (1788—1851), ученик художника А. В. Ступина, а затем - архитектора А.Н.Воронихина. Перед началом строительства был разобран прежний обветшавший собор Воскресения Христова, который стоял в другом месте города. Из соборных документов видно, что он  существовал в Арзамасе еще при царе Федоре Иоанновиче (+ 1598 г.), который прислал в дар собору напрестольный крест-мощевик. На месте же нового собора находились деревянные домики обывателей. Их скупали на слом и употребляли на обжиг кирпичей. Для строительства храма специально открыли кирпичные заводы, которые назывались «соборными», где произвели 5, 5 млн. штук кирпича. Кладка стен продолжалась с 1814 по 1821 год. Кроме кирпичей потребовалось 1000 кубических сажен (9718 кубометров) бутового камня для фундамента и 10000 пудов (163,8 т) железа.

Сохранилось предание о том, как один из 4-х столпов, поддерживающих своды собора, юго-западный, дал трещину. Случилось это тогда, когда своды были уже соединены и нужно было приступить к сооружению главного купола. По совету крестьянина Егора Измайлова, опытного строительного подрядчика, треснувший столп оковали железом, наподобие обручей, и заштукатурили. Затем столп облепили бумагой и наблюдали некоторое время. Увидев, что бумага не лопнула, постройку продолжили. Для легкости свод на главном куполе решили сделать деревянным, обив его снизу листовым железом. Это происшествие стало широко известно. Сохранилась поговорка «Арзамасцы собор кандалами сковали».  

Монументальный и торжественный вид храма символизирует мощь и величие России. В его облике сочетаются простота, строгость и симметрия. Воскресенский собор имеет форму греческого креста, положенного на квадрат. Крест воплощает идею неизменности, равновесия, устойчивости. Все сооружение стоит на высоком ступенчатом основании – стилобате. Длина и ширина здания равны и имеют по 30 сажен (63 м 90 см), а высота до среднего креста — 22 сажени (46 м 86 см).  У него 5 нарядных куполов сферической формы, самый большой из которых имеет 12 окон, высокие фронтоны и четыре портика, образующие в совокупности ожерелье из 48 ионических колонн высотой по 13 метров. На фронтонах собора расположены большие фрески на библейские сюжеты: «Воскресение Христа» (восточный фронтон), «Явление св. Троицы Аврааму» (южный), «Собор всех святых» (западный), «Покров Пресвятой Богородицы» (северный). Наружные врата храма - чугунные, а внутренние – дубовые.

Внутри Воскресенского собора создается впечатление обширности, легкости и света благодаря 24 окнам. Причем, ни одно из них не смотрит прямо вовнутрь, около каждого имеется откос, чтобы улица не мешала молитве. Полы выложены деревянными брусьями, что создает особый уют. Все выполнено в коричневых, легких тонах, что располагает к молитвенному  настроению. За три года, с 1834 по 1837, все своды и стены храма расписали тушью по сырой штукатурке художники-ступинцы - Осип Семенович Серебряков с сыном Александром и помощниками. Впоследствии Осип Серебряков вступил в число братии Саровского Свято-Успенского монастыря. А принадлежащий его кисти портрет преподобного Серафима Саровского стал самым известным иконописным изводом образа этого святого.

На фресках Воскресенского собора перед нами проходит земная жизнь Иисуса Христа. 14 больших полотен с фигурами в человеческий рост и более изображают евангельские сюжеты. Оригиналами для них послужили произведения западно-европейских мастеров. Например, сюжет «Тайная вечеря» над главным алтарем -  копия знаменитой картины Леонардо да Винчи. Однако во фресках также видно влияние ступинской школы. Так, поклонение волхвов происходит не в пещере, а в бревенчатом сарае. Присутствуют другие детали русского быта того времени. На малых картинах изображены ангелы, херувимы, кадильницы и т.д. В главном куполе между окон расположены 12 апостолов, ниже на парусах - 4 евангелиста. Монохромность фресок производит впечатление цельности живописного и архитектурного облика и располагает к мирному молитвенному настроению. Во всем соборе есть только две картины, написанные масляными красками. Это: Триипостасное Божество в своде центрального купола и Распятие на горнем месте главного алтаря, точная копия подлинника работы испанского художника Мурильо. Эта картина до сих пор находится неподалеку от Арзамаса, в Смоленской церкви села Выездное, бывшей Выездной казачьей слободы. В Воскресенском соборе много лепных украшений, а местами искусную роспись тушью можно принять за лепнину.

Сохранился  величественный резной иконостас работы братьев Василия и Клима Ломакиных. Иконы трех из пяти алтарей расположены в одну линию длиной в 14 сажен (29,88 м) и по середине достигают 19 аршин (13,51 м) высоты. Каждый из них обрамляют огромные деревянные колонны с капителями, украшенные пилястрами и изящной резьбой. Центральный престол освящен в честь Воскресения Христова. Царские врата главного иконостаса украшены иконами Христа и Богоматери в человеческий рост работы профессора живописи Алексеева (зятя А. В. Ступина), который расписывал Исаакиевский собор в Санкт - Петербурге. Эти иконы не имеют риз, как представляющие произведения искусства. Во втором ярусе главного иконостаса 4 иконы двунадесятых праздников такого же размера. Кроме того, в главном иконостасе помещены иконы воскрешения Лазаря и сына наинской вдовы.

Правый придел посвящен святому благоверному князю Александру Невскому, небесному покровителю русского воинства и лично тогдашнего Государя Императора Александра I, а также святителю Митрофану Воронежскому, память которых совершается в один день, 23 ноября/6 декабря по н. стилю. Последний святой был канонизирован Православной Церковью в 1832 году, во время строительства собора. Купцы-воронежцы, проживавшие в Арзамасе, внесли свой вклад в строительство, упросив, чтобы один из приделов был освящен в честь их новопрославленного земляка. Слева - придел в честь святого мученика Иоанна Воина (память 30 июля/12 августа по н. стилю). От этих приделов справа и слева в полукруглых нишах портиков  - еще два,  с одноярусными иконостасами, увенчанными мозаичными иконами: правый - в честь Покрова Пресвятой Богородицы (память 1 октября/ 14 октября по н. стилю), левый – во имя Всех Святых (память совершается в 1-ю Неделю по Пятидесятнице). Богослужение в этих приделах совершается по одному разу в год, в престольные праздники.

Престолы в соборе освящались по мере строительства. Первым - престол в честь Покрова Пресвятой Богородицы в 1832 году. В следующем, 1833 году, освятили престол во имя Всех Святых, в 1834 году – престол во имя Александра Невского и Митрофана Воронежского. Главный придел освятили в 1840 году, а последний, во имя святого мученика Иоанна Воина, – в 1842 году. Во время долгожданного освящения собора 15 сентября 1840 года было необычайное стечение народа. Когда захотели сосчитать число богомольцев по числу свечных огарков, собранных после освящения, то их насчитали 12 тысяч.

С 1887 года главный престольный праздник в Воскресенском соборе совершается 13 сентября/26 сентября по н. стилю в память обновления (или освящения)  царицей Еленой храма воскресения Христова в Иерусалиме в 335году. Этот день называется «Воскресение словущее». На всенощном богослужении поются стихиры и каноны Пасхи, а  на Литургии – пасхальные антифоны.

В Арзамасе было принято в каждом приходе иметь по два храма: теплый, с печами, и летний или «холодный». Воскресенский собор – холодный. В нем богослужения совершаются в период от Пасхи до Покрова. А в холодное время года работает второе здание - отапливаемый храм во имя Пресвятой Богородицы, Ее Живоносного источника, построенный еще раньше, в 1794 году.

В бытность Воскресенского собора музеем религии, туда были перенесены все наиболее почитавшиеся в Арзамасе святыни. Например, из Ильинского храма, где сейчас располагается краеведческий музей, принесли главную святыню города – Честной и Животворящий Крест Господень. Архимандрит Макарий (Миролюбов) (1817-1894), впоследствии епископ Нижегородский и Арзамасский, в своем труде «Памятники церковных древностей» писал, что в Ильинской церкви «есть резное Распятие, приобретенное в конце XVII столетия посадскими города Арзамаса Шаянскими, иначе Кашеевыми. Оно почитается чудотворным». Животворящий Крест Господень более 200 лет находился в Ильинской церкви, к приходу которой относились купцы братья Шаянские. Один из них принес его в Арзамас с Макарьевской ярмарки.

Как повествует об этом летописное сказание, однажды молодой арзамасец, отличавшийся особенным благочестием, отправился после Литургии на пристань. Там его внимание привлекло судно с красивым убранством. Он взошел на корабль и увидел Честной Крест Господень. Юноша стал перед ним молиться. В это время пришел хозяин судна. В порыве благочестивого восторга юноша умолял продать ему святыню. Получив не только согласие, но и разрешение забрать Крест немедленно, он поспешил к братьям. Те одобрили его поступок и дали установленную сумму денег. Но на следующий день Шаянский не нашел судна на пристани. Одни его вообще не видели, а другие говорили, что этот корабль отплыл несколько дней назад. Пораженный случившимся, юноша  взял Крест и, неся его на себе, пешком отправился в Арзамас. Весь путь от Макарьевской ярмарки до Арзамаса (более 100 км) он проделал за сутки, не чувствуя усталости. Придя домой, он внес распятие на крыльцо, но не смог занести в сени. Он попросил приходского священника отслужить молебен. Во время молебного пения Шаянский увидел свет, исходящий от Креста. Он понял, что не сможет хранить святыню дома, и пожертвовал ее храму. До сих пор от Креста не перестают совершаться чудесные знамения: в 1883 году произошло избавление от пожаров храма, где находился Крест; во время молебнов люди неоднократно видели свет, исходящий от лика Распятого; отмечены случаи исцеления болящих младенцев и многое другое. Животворящий Крест Господень находится в Воскресенском соборе от Пасхи до Покрова, а в холодное время года, когда собор закрыт, он переносится в зимнюю церковь.

Из Никольского монастыря в Воскресенский собор была принесена икона Николы Можайского, одна из древнейших в городе, упоминаемая при открытии церкви в честь этого святого в 1580 году. На иконе святитель Николай держит в левой руке город, а в правой – меч.  Предание гласит, что именно в таком виде святого увидели в небе усердно молящиеся жители города Можайска, осажденного татарами в 1300 году. Она очень почитаема арзамассцами за многочисленные случаи чудотворения и прощения за грехи по молитвам перед ней святителю Николаю. В народе монастырь и сама икона получил название «Никола-прощи», от слова «прощать».

В Воскресенском соборе справа от Креста расположена самая древняя его святыня - икона Воскресения Христова (сошествие во ад) XVI века. Она вставлена в большую икону, так что вокруг нее изображены страдания Христа. По преданию, эту икону оставил в подарок Арзамасу государь Иоанн Грозный, когда основал город. В описях 1643 года она значится, как «Государево данье».

Среди наиболее почитаемых икон Воскресенского собора назовем следующие:

- икона Покрова Пресвятой Богородицы в серебряной позолоченной ризе;

- икона «Всех Скорбящих радость», выполненная бисером – духовное завещание дворянки Чемодановой;

- образ страждущего Спасителя в терновом венце итальянского письма. Был приобретен заграницей, а затем принесен в дар собору арзамасскими помещиками;

- древняя икона св. Иоанна Воина в киоте, происхождение которой в точности неизвестно;

- икона Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали». Она была написана во второй половине XVII века, не имела киота, поэтому быстро закоптела. Купец Подсосов возил ее в Москву, где ее очистили и украсили драгоценной ризой. Перед ней еженедельно читали акафист и всегда носили в крестных ходах. В 1874 году ей был посвящен престол в левом приделе теплого собора, куда ее переносят в зимнее время;

- икона «Знамение» Пресвятой Богородицы, самая первая копия чудотворной иконы Серафимо-Понетаевского монастыря Арзамасского уезда;

- Казанская икона Божией Матери. Хитон Богородицы из алого бархата вышит золотыми цветами;

- икона преподобного Серафима Саровского в серебряной позолоченной ризе с эмалью, написанная ко дню прославления святого 19 июля 1903 г. Письмо и золотое шитье были выполнены монахинями Алексеевской женской обители города Арзамаса;

- икона святого благоверного и великого князя Александра Невского, выполненная художниками-ступинцами в начале XIX века и освященная на раке с мощами святого в Санкт - Петербурге. Киот – ореховое дерево. Эту икону прислал Арзамасскому Александро-Невскому обществу Хоругвеносцев его почетный член, а в будущем патриарх Сергий (Страгородский);

- икона Божией Матери «Неопалимая купина», написанная по золотому чеканному фону. Перед которой молятся об избавлении от пожаров. Дар Вольно-Пожарного общества Арзамаса в 1904 году;

 - икона Божией Матери «Семистрельная», живопись XIX века. В июле 1998 года икона замироточила.

Когда Воскресенский собор был музеем религии, туда принесли из окрестных сельских храмов много деревянной резной скульптуры. Она нехарактерна для кафедральных соборов, но очень распространена в глубинке, поскольку коренное население этих мест, мордва, еще до принятия христианства, обожествляло дерево, делая из него всевозможные фигурки. Архимандрит Макарий целый раздел своей книги посвятил описанию резных изображений, причем, ограничившись только городом Арзамасом и его уездом, где это явление было, по-видимому, наиболее распространено. Так, он указывает на резную скульптуру «в теплом соборе на верху главного иконостаса Восстание Христово из гроба, а над боковыми иконостасами Распятие с предстоящими Богородицей и Иоанном Предтечей».

До революции Воскресенский собор был обнесен красивой решеткой,  а на площади перед ним дважды в неделю проводились базарные дни. Сейчас на Соборной площади автобусная остановка, и вокруг храма - активное транспортное движение, от чего осыпаются фрески. Этот вопрос пока не удается решить.

В настоящее время Воскресенский собор нуждается в реставрации. Когда 4 июня 1988 года в Арзамасе прогремел взрыв двух вагонов взрывчатки, который смел жилой район и унес жизни множества людей, в Воскресенском соборе ударной волной выбило все стекла, на купольных барабанах окна были забиты фанерой. В таком виде собор встретил праздничные торжества, посвященные 1000-летию крещения Руси. Он был одним из пяти центров празднования, поскольку в то время в Советском Союзе это был самый большой действующий православный храм. В Арзамас прибыл руководитель праздничных мероприятий Алексий, митрополит  Ленинградский и Новгородский, будущий патриарх Алексий II. На вопрос, какое впечатление произвел на него Воскресенский собор, он ответил: «Это – жемчужина в грязи».

Воскресенский собор строился в течение 28 лет, а его благоукрашение продолжалось еще многие годы пожертвованиями и трудами жителей Арзамаса. Состоятельные граждане делали значительные вклады, как правило, на конкретные работы, например, на позолоту иконостаса, приобретение церковной утвари. Их имена сохранились для потомства благодаря летописцу Н. Щеголькову. Например, об одном из соборных старост, С.Быстрове, он сообщает, что «когда, однажды, не достало досок для настилки пола в соборе, он выломал у себя дома полы и отдал их в собор».  В ходе строительства случалось и так, что в казне не было средств. Тогда кто-нибудь из строителей с кружкой шел по окрестным селам и деревням, собирая медяки у простых людей.

В истории собора как в зеркале отразилось русское благочестие того времени. Хочется верить, что это благочестие не иссякло до конца, и прекрасный Воскресенский собор еще засияет во всей своей красе.

По материалам экскурсии Ю.Курдина подготовила М.Курякина, фото автора.

Литература: Н. М. Щегольков. Арзамасский Воскресенский собор. История его и описание в двух частях с видом собора, - Арзамас: типография Н. Доброхотова, 1909 (репринтное издание).

В. И. Карпушов, Ю. А. Курдин. Сказание о Святой Дивеевской земле. – Дивеево – Арзамас: типография АГПИ, 2008.

Архимандрит Макарий. Памятники церковных древностей. – Нижний Новгород: издательство «Нижегородская ярмарка», 1999.


Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.