Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Смеяться, право, не грешно над тем, что кажется смешно?

24 марта 2012 года

1 апреля во всем мире шутками и розыгрышами отмечают День смеха или День дурака. А я вспоминаю, как в годы перестройки под глумливый хохот уничтожалась некогда великая держава, которую мы просмеяли под аккомпанемент телепередач «Вокруг смеха», «Маски-шоу» и им подобных. Когда я слышу пошлые остроты профессиональных юмористов, то понимаю, где по сценарию положено смеяться. Но что-то не смеется. Не хочется быть марионеткой, которую дергают за ниточки. Этот смех убивает радость.

Идол чувства юмора

В наше время «чувство юмора» стало настоящим идолом. Оно считается обязательным качеством человека, а его отсутствие — признаком ограниченности или неполноценности. Если кто-то с гневом пресечет сальный анекдот или возмутится насмешке над ближним, то любители острот скажут: «Да он – просто ненормальный, у него нет чувства юмора». Как всякий идол, его величество Юмор деспотичен и ревнив. Поэтому многие из боязни прослыть тупицей или занудой готовы хихикать над самыми плоскими шутками. Они скорее признаются в отсутствии стыда и совести, чем в отсутствии чувства юмора. О деспотии юмора писали, например, Достоевский и Честертон.

Идол чувства юмора не так уж безобиден. Он требует жертв и оставляет за собой череду разрушенных семей и искалеченных судеб. На моей памяти распались те семьи, где был принят ироничный стиль общения супругов. Все до одной! Дом, семья — это не место для иронии. Там человек может снять с себя маски, которые носит на людях, не опасаясь насмешки. Если это не так — этот дом обречен.

Среди христианских добродетелей вы чувство юмора не найдете. И его отсутствие святыми отцами не упоминается как грех. Нет заповеди «блажен смеющийся анекдоту» и соборных посланий в стиле «у кого нет чувства юмора, да будет анафема». В русском языке есть много слов, выражающих оттенки веселья: радость, улыбка, удовольствие, наслаждение, счастье, смех, шутка, юмор, сатира, насмешка, хохот, гогот, хихиканье, ухмылка, издевка, глумление. Такой широкий смысловой спектр! Задумаемся над тем, чем отличаются разные виды смеха, и любой ли смех хорош?

Непреходящая радость

 «Радость» – одно из самых частых слов Библии. Разные его формы встречаются там 310 раз: радость – 175, радоваться – 97, радуйся – 38 (прим. – Использована программа «Цитата из Библии» http://jesuschrist.ru/software/bqt5.exe). Радость – это благое, светлое чувство, связанное с важным событием в жизни человека: встречей после разлуки, свершением надежд и упований, исцелением от болезни, общением с Богом. Например: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Иоан. 15, 11). Апостол Павел призывает: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фес. 5, 16-18).

Слову «радость» родственны слова «радеть» (заботиться) и «ради» (то есть, для кого-то). Радость возникает тогда, когда человек радеет о чем-то высшем, чем он сам, когда он делает что-то ради другого. Радость не обязательно связана с удовольствием. Напротив, она зачастую связана с любовной заботой, с трудом, с преодолением тягот и даже с жертвой. В песне «День Победы» поется, что радость может быть «со слезами на глазах». Радость испытывает мать, видя своего взрослого сына – рожденного в муках и воспитанного в трудах – красивым и благородным юношей. Радость испытывает смертельно уставший альпинист, покоривший вершину; поэт, завершивший поэму; ученый, совершивший открытие, или крестьянин, вырастивший богатый урожай. Потому что мать радеет о ребенке, альпинист – о рекорде, поэт – о красоте, ученый – об истине, а крестьянин – о хлебе. Это то, ради чего они несут труды и приносят жертвы. Радость – это  чувство победителя, преодолевшего трудности и сотворившего что-то значимое, настоящее. Радость – это ощущение полноты жизни, подлинности бытия, не сводящегося к простой физиологии и фрейдистскому «принципу удовольствия».

У радости есть свойство, по которому ее можно безошибочно узнать – она непреходящая, светлая и возвышающая. Удовольствие быстро проходит, как только исчезает его источник. Самое вкусное блюдо забывается, как только мы утолим голод, и съеденный вчера торт завтра нас уже не утешает. Напротив, радость одержанной победы или радость от встречи с хорошим человеком согревает нас всю жизнь (если только мы сами не убьем эту радость своим предательством или иным грехом). Радость – это одно из тех богатств, которые мы собираем для жизни вечной.

Дары Святого Духа

Варианты слова «веселье» встречаются в Библии 217 раз, и тоже обычно в положительном смысле, часто рядом со словом «радость». Например: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Матф. 5,12). Так что, веселиться православным заповедано.

Еще очень хорошее слово для выражения радости – «умиление», формы которого встречаются в Писании 406 раз (умиление – 1, милосердие – 70, милость – 335). Очевидно, что «умиление» связано с «милостью» и «милосердием». «Господи, помилуй», – молимся   мы, надеясь, что Господь посмотрит на нас с умилением, а не с иронией или насмешкой. О грядущем Спасителе пророк говорит: «А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах. 12, 10).

Еще есть «блаженство» – растворение человека в Божьей радости, когда он становится похож на невинного ребенка. Формы этого слова встречаются в Писании 99 раз. Неслучайно Христос дал нам «заповеди блаженства». Блаженными мы зовем тех непонятных нам людей, которых радость о Господе переполняет настолько, что они не замечают окружающего падшего мира, уже при жизни пребывая в Царствии Небесном. Радость, веселье, умиление, блаженство – это выражение Любви, дары Святого Духа людям с чистым сердцем, любящих Бога и ближних. Напротив, смех, шутка часто связаны с себялюбием, эгоизмом, удовлетворением простейших животных инстинктов. Победа приносит радость, а вкусная еда – лишь удовольствие.

Дары духа лукавого

Слово «смех» встречается в Библии 18 раз, причем только в одном месте это слово употребляется в положительном значении, да и то рядом со словом радость: «Он еще наполнит смехом уста твои и губы твои радостным восклицанием»  (Иов. 8, 21). Во всех остальных случаях слово «смех» имеет в Библии негативную окраску. Например: «Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение» (Еф. 5, 4). Или в другом месте: «Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти» (Мар. 15, 31). Смех в Библии ассоциируется не с любовной заботой о ближнем, а с насмешкой, глумлением над его слабостью, страданием или грехом.

Слово «шутить» встречается в Писании 2 раза, и всегда – в негативном смысле. Например: «Как притворяющийся помешанным бросает огонь, стрелы и смерть, так – человек, который коварно вредит другу своему и потом говорит: «Я только пошутил» (Прит. 26, 18-19). Царь Соломон считает шутника «притворяющийся помешанным». А слова «хохот», «гогот», «хихиканье» вообще в Писании не встречаются. Они имеют явный  звукоподражательный характер, подобно звукам, издаваемым животными («мяу», «кукареку» и др.). Хихиканье, хохот и гогот – это имитация нечленораздельных звуков, которые издает человекообразное животное, потерявшее человеческий облик и уже не понимающее, над чем оно смеется в припадке смехоблудия. Я испытываю чувство ужаса, когда в телевизионных передачах люди буквально корчатся от смеха, потеряв над собой контроль. Не может вменяемый человек хохотать часами! Это уже какое-то беснование.

Против смехоблудия

            Не ищите термин «смехоблудие» в словаре, его там нет. Я ввел новое слово в соответствии с правилами русского языка, чтобы хоть как-то обозначить наблюдаемую реальность. Справедливости ради надо сказать, что это слово уже встречается в Сети – видно, не мне одному оно пришло в голову. Под смехоблудием я понимаю смех, используемый как инструмент совращения, осквернения души человека. Слово «блуд» – родственное слову «заблуждение», т.е. – ошибка, искажение, промах. Блуд – это и есть ошибка, когда что-то в принципе хорошее используется в ложных, недобрых целях. Например, благословенное Богом в заповеди «плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю» влечение мужчины и женщины, призванное соединять мужа и жену в таинстве брака, может быть ошибочно использовано как дешевый «автомат удовольствия», и возникает блуд прелюбодеяния. Благословенная Богом способность к речи, используемая для гадких целей, превращается в словоблудие. Мы же сегодня умудряемся превращать в блуд даже смех.

В комедиях Аристофана осмеянию подвергались пороки и язвы общества. Сегодня же под благовидным предлогом осмеиваются совсем не смешные вещи – жизнь и смерть, брак и семья, честность и честь, верность и целомудрие, долг и Родина. Даже подвиг и тот стал предметом глумления. С омерзением вспоминаю «шутку» о подвиге Александра Матросова: «Бежал, дескать, солдатик, со страху споткнулся и упал на вражеский дзот. А ведь как хотел пожить, хи-хи». Как же иначе назвать ТАКОЙ смех, как не смехоблудием?

С точки зрения психологии, шутка, ирония и юмор (в отличие от радости и веселья), часто носят провокационный характер. Тщеславный гордец с помощью иронии самоутверждается, унижая другого. Подлец насмешками провоцирует наивного человека на вспышку гнева, чтобы выставить его в дурном свете. С помощью юмора и двусмысленных шуток развратник как бы прощупывает, сможет ли он безнаказанно совратить собеседника. Он не станет прямо и всерьез предлагать женщине совершить прелюбодеяние, это опасно. Он шутя, будет постепенно опускать планку стыдливости, чтобы затем воспользоваться беззащитностью жертвы. Шутники бывают тонкими психологами, они используют юмор в качестве средства манипуляции людьми. Шутка и юмор – пространство туманной двусмысленности, недоговоренности, в которой можно преследовать гадкие цели, имея возможность «отыграть» назад, если совращение не удалось: «Это же шутка, я ничего такого не имел в виду. У вас что, чувства юмора нет?»

Можно представить Христа радостным, веселым, улыбающимся. Он претворил воду в вино на свадьбе в Кане Галилейской, чтобы освятить таинство брака и умножить радость новобрачных и веселье гостей. Апостолы начинали свои послания приветствием: «Радуйтесь». Прп. Серафим Саровский каждого приходящего встречал словами «радость моя». Мы поем: «Богородице, Дево, радуйся». Радость явно связывается с благодатью, даром Духа Святого. Евангелие – это не только благая, но еще и радостная весть. В то же время, невозможно представить Христа или апостолов смеющимися над скабрезными анекдотами, насмехающимися над падшими братьями, хохочущими в римских театрах. В конечном счете, смех, шутка, юмор, ирония, сатира – это выражения гордыни и нелюбви, дары духа лукавого. Недаром ад называют всесмехливым.

Не хлеб, а приправа

Если смехоблудие оскверняет душу, означает ли это, что православные должны ходить с постными скучными лицами, «как в воду опущенные», пугая неверующих людей? Вовсе нет. Я убежден, что подлинное лицо православного человека светится пасхальной радостью. Нет ничего радостнее вести о том, что Бог есть Любовь.

Можно ли найти в жизни христианина место для юмора и шутки? Это возможно. Но только не надо забывать, что шутка – лишь приправа, а не хлеб насущный. Щепотка перцу улучшает вкус супа, но если насыпать полную тарелку, он станет несъедобен. Так и с шуткой. Вовремя и к месту сказанная шутка может помочь разрядить конфликт, преодолеть усталость и уныние. Шутка может помочь в учебе, о чем знает каждый опытный лектор. Юмор (особенно по отношению к себе) – лекарство от гордыни и высокомерия. Иронией можно обезоружить развратного шутника. Но будьте осторожны! Стоит хоть чуточку переборщить, и смех превращается в ядовитую змею, в нож в сердце.

Пусть же в наших домах царят веселье и радость, рожденные радением о Господе и трудами ради ближних, а не смехоблудие, порожденное тщеславием и себялюбием. Оставим насмешки, ухмылки, иронию, сарказм, ерничество, «приколы», и другие фальшивые побрякушки духу лукавому. Пусть всесмехливый ад шутит, смеется, хихикает и гогочет – он не властен над нами, если мы этого сами не захотим. Будем проходить сквозь насмешки, не запятнав себя подленьким страхом показаться несовременными и лишенными чувства юмора, как проходили апостолы через языческие города, отрясая прах со своих ног. Нам, христианам, больше пристало помнить обетование Господа своим ученикам: «Радуйтесь и веселитесь, яко мзда ваша многа на небесах».

Цитаты из Священного Писания

«И сказала Сарра: смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется» (Быт.21,6).

«И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый!» (4 Цар.2,23).

«Он еще наполнит смехом уста твои и губы твои радостным восклицанием (Иов.8,21).

«Потерпите меня, и я буду говорить; а после того, как поговорю, насмехайся» (Иов.1,3).

«И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль» (Прит.14,13).

«Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы орлиные!» (Прит.30,17).

«О смехе сказал я: «глупость!», а о веселье: «что оно делает?» (Еккл.2,2).

«Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше» (Еккл.7,3).

«…смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это - суета!» (Еккл.7,6).

«…и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!» (Матф.27,29).

«Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти» (Мар.15,31).

«И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий» (Лук.23,35).

«А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина» (Деян.2,13).

«Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время» (Деян.17,32).

«Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль» (Иак.4,9).

«Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение» (Еф.5,4).

 

Алексей Курякин, прихожанин храма Иоанна Предтечи

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.